Каждый владелец индивидуального дома, дачи, гаража и т.д. рано или поздно сталкивается с необходимостью частичного восстановления или ремонта кровли. Эта часть здания, как известно, должна быть прочной, герметичной, красивой и надежной. Ведь она не только защищает нас и наш дом от атмосферных осадков, но и предохраняет его от чрезмерных потерь тепла.
 
Ремонт кровли из рулонных материалов

Толь и рубероид относятся к числу недорогих, а следовательно, и недолговечных кровельных материалов. Кровля из обычного толя в течение первых трех лет, а затем через каждые 2-3 года покрывается слоем специальной мастики с расходом 0,4-0,6 кг на 1 кв.м кровли.Новая рубероидная кровля требует промазки битумной мастикой только лишь через 5 лет. Необходимость последующей промазки, отмечают мастера, зависит от степени износа кровли.Для ремонтных нужд иногда используют жидкие мастики, подогретые до температуры 90°С или холодные мастики, предлагаемые нам рынком в достаточно широком ассортименте.Промазку, согласно рекомендации специалистов, следует начинать сверху (от самого высокого места крыши), постепенно спускаясь вниз.В этом случае рекомендуется использовать щетку с длинной ручкой. При необходимости очень сухой толь покрывают промазкой дважды и посыпают песком.Если в такой кровле уже возникли пузыри, то их следует прорезать ножом в продольном и поперечном направлениях, далее отвернуть края толя и очистить основание от мастики. Затем сухое чистое основание покрыть мастикой, приклеить кусок толя под отвернутые края, вновь смазать мастикой и приклеить нарезанные ранее углы. При наложении заплатки ее следует также смазать мастикой. Заплатка должна по своим параметрам выходить за пределы швов не менее чем на 10 см. Отставание рулонной кровли от основания устраняют следующим образом. Толь разрезают параллельно коньку крыши и его нижнюю часть приклеивают к основанию. Затем вырезают полоску толя шириной 25-30 см и длиной, соответствующей разрезанной части. Далее наносят мастику на основание и на нижнюю часть толя сверху вниз, а на верхнюю снизу, в отверстие вставляют полоску толя.Дыры в рулонный кровле устраняют, заклеивая их заплатами из кусков толя (основание смазывают мастикой) или двумя слоями джутовой ткани, пропитанной мастикой. При этом заплата должна перекрывать дыру не менее чем на 10 см в каждую сторону. Если же в рулонный кровле образовалось много дыр, то ее следует очистить, нанести слой мастики и уложить новый слой толя поверх имеющегося старого. Укладку необходимо вести равномерно в направлении уклона крыши так, чтобы края кусков толя перекрывали друг друга. Во избежание образования пузырей толь следует крепко прижимать к основанию. К свесу крыши, отмечают мастера, толь прикрепляется стальными полосками. Это позволяет предохранить его от разрывов при сильном ветре. 
Ремонт шиферной кровли

Волнистый и плоский шифер довольно распространенный кровельный материал, который используют при устройстве кровли. Типичное повреждение - растрескивание листов от слишком сильного давления крепежных винтов, прикрепляющих их к основанию. Другая причина - занижение диаметра отверстий под крепежные винты (диаметр отверстий, отмечают специалисты, должен быть на 3 мм больше диаметра винта). Третья причина - неправильная транспортировка и складирование листов шифера. В этих случаях либо заменяют целые листы, либо наклеивают на поврежденные места полоски джутовой ткани или стеклоткани, пропитанной мастикой. Ткань должна перекрывать поврежденное место на 10 см. Асбоцементные (шиферные) листы хорошо режутся пилкой для металлов. При перемещении на поверхности асбоцементной кровли необходимо пользоваться лестницами с поперечными накладками, что позволит избежать появления в ней новых трещин. 
Ремонт кровли из стальных листов

Если на оцинкованной стали кровли появилась ржавчина, то недалек тот день, когда могут появиться и протечки. Место, где появилась ржавчина, необходимо промыть керосином, затем водой и очистить наждачной бумагой. Далее покрыть олифой, а после ее высыхания нанести грунтовочный состав и, наконец, масляную краску цвета оцинкованной стали. Небольшие трещины и дыры, по рекомендации специалистов, очищают от ржавчины и запаивают заплатами из той же оцинкованной стали. 

Последовательность операций 
Места соединений очистить металлической щеткой или наждачной бумагой от ржавчины, старой краски, жиров и т.д. Плотно пригнать соединяемые листы друг с другом. 
Кисточкой, смоченной хлористым цинком, промыть соединяемые поверхности. 
Горячий паяльник протереть нашатырем и, касаясь припоя концом паяльника, равномерно нанести его на спаиваемые концы листов. 

После охлаждения излишки припоя (сплав цинка со свинцом или сплав цинка, свинца и кадмия. - Н.М.) удалить напильником. 

Примечание. Если вы задумали приготовить хлористый цинк сами, то следует помнить о том, что кусочки цинка нужно опускать в сосуд с соляной кислотой, но никак не наоборот. В противном случае может произойти взрыв, что приведет к сильным ожогам тела. 
Ремонт черепичной кровли

Кровля такого типа эстетична и служит долго. Но всему есть свой срок. Типичная деформация - образование трещин в черепице и выкраивание затвердевшего в стыках черепичных плиток раствора. Как отмечают специалисты, это происходит вследствие деформаций деревянного каркаса крыши под действием ветровой и снежной нагрузки. Усилить конструкцию крыши, говорят мастера, можно путем подбивки стропил досками толщиной 38 мм и шириной 15-18 см, соединяющими несколько (3-4) стропильных ног. Выкрошившиеся из стыков черепичных плиток куски раствора заменяют свежим раствором, состоящим из двух частей песка и одной части извести с добавлением льняного волокна (пакли). Раствор укладывают между плитками со стороны чердака. Если требуется распилить черепичную плитку пилкой, то перед этим нужно ее замочить в воде на срок до 24 часов. 
Ремонт обделки дымовых труб

Известно, что вода чаще всего проникает в местах примыкания кровли к дымовым трубам, основаниям телевизионных антенн, выступам стен и т.п. Поэтому в местах примыкания указанных элементов к материалу кровли, замечают специалисты, следует устроить защитную облицовку из стального листа с тем, чтобы влага беспрепятственно стекала на кровлю и по ней в водосточные желоба и трубы. 
Ремонт водосточных труб и желобов

Желоба должны быть хорошо закреплены, очищены от загрязнений и иметь уклон 0,1-0,2%, что будет обеспечивать правильный отвод воды через водосточные трубы. В целях проверки желоб заполняют водой и контролируют правильность стока воды. Если вода задерживается, то желоб правят деревянной бобышкой и молотком. При необходимости поправляют поддерживающий хомут так, чтобы устранить застой и обеспечить беспрепятственный сток воды. Разъединение водосточных труб происходит вследствие их смещения вниз. Во избежание этого к трубе следует припаять опорный кронштейн в виде треугольного куска стали, который опирается на вбитый в стену хомут и поддерживает трубу в должном положении. Щели в желобе и трубах запаиваются так же, как листы стальной кровли. Во избежание переувлажнения стен от брызг при водостоке нужно проконтролировать, чтобы конец водосточной трубы располагался над землей на уровне не более чем на 20 см. Под концом трубы нужно устроить бетонный желоб с уклоном от здания. 

Примечание. При работе на крыше следует неукоснительно выполнять требования правил техники безопасности. 
Пользоваться толстой страховочной веревкой, надежно закрепленной, например, за основание дымовой трубы. 
Пользоваться прочными и прикрепленными к стене лестницами или специально сооруженными строительными лесами. 
Пользоваться надежными уложенными поверх кровли лестницами с поперечными накладками. 
Особое внимание следует обращать на место подводки электрических проводов к дому.