Детали стула с мозаичным набором до начала полирования следует закрепить на верстаке. Если реставрируются два или четыре стула, сделать приспособление, чтобы они были закреплены неподвижно.
 
После шлифования на поверхности мозаичного набора, набранного в технике интарсии или маркетри, поднимается ворс. Это волокна древесины, которые были частично срезаны циклей, но не удалены при шлифовке. Перед полированием их надо обязательно удалить, иначе они под полировкой разбухнут и поверхность будет шероховатой.

Для удаления ворса поверхность набора увлажняют смоченной в холодной кипяченой воде ветошью или губкой. Это усиливает подъем ворса. Через час древесина высохнет и ворсинки легко можно сошлифовать мелкозернистой шкуркой. Если ворс за один прием не удалось убрать, операцию повторяют.

На инкрустированных наборах из латуни и панциря черепахи эта операция не требуется, так как на них не бывает ворса. Если фанерование произведено не на столярный клей, а на поливинилацетатную эмульсию (ПВА), смачивать водой мозаичный набор для удаления ворса нельзя.

В этом случае после шлифования изделие покрывают одним легким слоем политуры и дают подсохнуть. Эта операция тоже поднимает ворс. Его нужно сошлифовать и приступать к полированию.

Процесс полирования состоит из трех этапов: грунт, полирование с маслом и просушка.
Перед началом полирования большое внимание следует уделить подготовительным работам. Сделать тампон из низкосортной ваты на ширину ладони (медицинскую вату применять нельзя) и покрыть его мягкой хлопчатобумажной тканью. При этом хорошо использовать старую, много раз стиранную ткань.

Подготовить банку с крышкой для хранения тампона, а также небольшую фанерку для отжатия тампона после внесения в него политуры. Взбалтывать политуру нельзя. Для первого грунта необходима нижняя часть содержащейся в бутылке политуры (отстой), для второго — более жидкая верхняя часть.

Поэтому верхнюю часть политуры надо аккуратно перелить в другую посуду, а оставшийся осадок — отстой должен быть отделен. Начиная первое полирование, пропитать вату политурой (нижней частью с осадком), плотно обвернуть ее тканью и сделать овальный тампон без складок.

Отжать тампон на фанерке, это необходимо, чтобы избежать появления пятен на изделиях от избытка политуры. Отжатый тампон дает ровное накладывание слоя политуры.
Легким нажимом тампона начать втирание в поверхность политуры равномерными круговыми движениями справа налево (против движения часовой стрелки), постепенно усиливая нажим на тампон.

Поочередно отполировать все изделия, укрепленные на верстаке, добавляя по мере необходимости в тампон политуру указанным выше способом.

Когда все изделия, закрепленные на верстаке, будут отполированы один раз, приступают к закрытию пор древесины. Нужно взять два кусочка пемзы и потереть их над каждым изделием. Крупинки пемзы сдуть с полированных поверхностей, мелкие пылинки должны остаться.

Снова пропитать тампон политурой, отжать и легким нажимом располировать пемзу до тех пор, пока она не исчезнет с поверхности. Во время этой операции пыль пемзы сглаживает покрытие, заполняет все поры древесины.

Следует помнить, что во время полирования нельзя задерживать тампон с политурой на одном месте. Это сразу вызовет «поджог» полированной поверхности. Плохо располированная пемза перед вторым грунтом не закроет всех пор древесины и в результате появятся светлые полоски.

После окончания располировки пемзы изделия надо слегка зашкурить мелкой наждачной шкуркой и продолжить полирование до тех пор, пока на поверхности изделия не появится зеркальный глянец. Поры древесины не должны быть видны. На этом заканчивается полирование первого грунта. Изделия должны быть выдержаны в течение 72 ч.

При втором полировании мелкозернистую наждачную бумагу пропитать машинным маслом (2—3 капли) и слегка зашкурить ею поверхности изделий. Тем же тампоном, но пропитанным более жидкой политурой (из слитой верхней части), продолжить полировку, не забывая хорошо полировать края изделий.

Каждое изделие нужно полировать 3 раза, добавляя по мере расходования политуру в тампон. Затем продолжить полирование с маслом. Для этого кончик спички, обернутый ваткой, окунуть в машинное масло и наносить его точками на полируемую поверхность, примерно по 2 капли на 4Q см2. Полирование продолжается тем же тампоном и той же политурой.

Если на поверхности появляются масляные полосы (засалился тампон), значит в тампоне нет политуры. Нужно заправить его политурой и продолжать полирование. При достаточном количестве политуры и масла на изделии будут круговые следы от тампона (лассы). Полирование продолжать до тех пор, пока тампон станет сухим.

На этом заканчивается второе полирование. После полирования с маслом изделие выдерживается для просушки не менее 72 ч. Тампон хранить в закрытой банке.

Перед третьим полированием необходимо проверить качество уже сделанной полировки. При плохой располировке пемзы на поверхности могут появиться маленькие пятна и штрихи. Исправить эти дефекты можно, но от мозаичиста требуется большая внимательность и осторожность.

Удалить пемзу с полированной поверхности можно с помощью огня. Политура — состав спиртовой, поэтому эту операцию необходимо делать с большой осторожностью. Спичку с ватой обмакнуть в политуру, провести по штриху (или пятну) и быстро поджечь спичкой.

Вместе с жидкой политурой сгорит и пемза. Затем мелкозернистой шкуркой, пропитанной машинным маслом, слегка зашкурить и провести вновь полировку. При этом полировать следует не только место поджога, а всю поверхность изделия.

После второго полирования могут появиться другие дефекты, например отставание набора от основы. Оно может возникнуть от недостатка клея, неправильного давления — слишком малого или слишком большого.

При неудачном клее даже слой первого грунта полировки может оттянуть мозаичный набор от основы (мозаика отстанет от основы). Дефект этот хорошо виден, и его можно исправить.

Делается надрез шпона рядом с дефектом, несмотря на то, что поверхность уже отполирована. Остро заточенным кусочком березового шпона подпустить немного столярного клея в разрез. Сверху положить бумагу и прогреть это место, поднеся горячий утюг, но не прижимая его к поверхности набора, чтобы разогреть только клей.

Потом осторожно притереть это место молотком и заклеить гуммированной лентой. Через 24 ч смоченные водой гуммированную ленту и бумагу осторожно снять циклей, зашкурить и повторить полирование.

Третье полирование называется просушкой. Оно необходимо для снятия масла с полированной поверхности. Сначала приготовляется раствор. В стеклянную банку налить 75 г политуры и 25 г воды. Опустить в банку небольшой клочок ваты и взболтать.

Шеллак начнет сворачиваться и оседать на вате. Вату удалить, отжав из нее раствор в ту же банку. Раствор готов. Перед просушкой поверхность набора надо сначала разогреть. Это делается повторением полирования с маслом.

Полирование для разогрева делать тем же тампоном, добавив в него политуры. На изделие нанести точками машинное масло и хорошо располировать поверхность до полного высыхания политуры в тампоне.

Просушка делается мягкой стираной тканью размером 25X25 см, сложенной вчетверо. Опустить ткань в банку с приготовленным раствором, немного отжать и протереть ею поверхность набора без нажима. Ткань после этого еще отжать, распрямить, снова сложить вчетверо и нанести на нее щепотку зубного порошка.

Тканью с зубным порошком продолжать полирование поверхности набора сначала легко, потом посильнее. Ткань должна быть ровно укреплена на ладони между пальцами. Если на ткани будут появляться засаленные места, на них добавлять зубной порошок.

Когда ткань станет сухой, ее перевернуть на другую сторону, которая еще влажная, добавить зубного порошка и продолжать протирание, усиливая движение руки, до появления зеркального блеска на поверхности набора.

Просушка на этом заканчивается. При дыхании на поверхность набора на ней, как на зеркале, должно появиться замутнение, которое сразу же испаряется. Качество просушки можно также проверить, дотронувшись до поверхности сухой рукой, следы пальцев сразу должны исчезнуть. Это говорит о том, что масло снято, просушка прошла хорошо.

Закончив просушку одного набора, перейти к другому и повторить весь процесс. Полирование на этом считается законченным. Полирование- процесс сложный и трудоемкий, однако исключать какой-либо этап или ускорить его невозможно, иначе это приведет к браку. Чтобы получить хороший результат, выполнение всех этапов обязательно.

Материалы для полирования

При полировании мозаичных наборов, которые выполнены для украшения старинной мебели, следует применять политуру. Полирование политурой — трудоемкий способ отделки, но самый лучший и долговечный в сравнении с нитролачной отделкой.

Политура состоит из спиртового раствора природной смолы — шеллака. На 1 л 96%-ного спирта нужно 120—130 г отбеленного шеллака. Растворение происходит в течение 24 ч в теплом помещении.

При отделке изделий, фанерованных светлыми тонами шпона, такими как карельская береза, клен «птичий глаз», лимонное, розовое и майское дерево, а также при полировании инкрустированных работ с применением латуни, кости панциря черепахи необходимо иметь отбеленную политуру.

Она приготовляется из отбеленного шеллака. Шеллак отбеливается химическим способом, разработанным лабораторией СНПО «Реставратор» в Ленинграде.
Методика отбеливания шеллака следующая:

Растворение шеллака.

В коническую колбу емкостью 1 л насыпать 32 г кальцинированной соды, налить 480 мл воды и нагреть до полного растворения соды, доведя до кипения. Вместо кальцинированной соды можно взять кристаллическую соду в количестве 86,4 г и 426 мл воды.

В кипящий содовый раствор небольшими порциями постепенно ввести 100 г натурального шеллака. Периодически содержимое колбы следует перемешивать стеклянной палочкой.

Нагревание раствора прекращается после полного растворения шеллака. Колбу оставить до полного охлаждения при комнатной температуре. Охлажденный раствор шеллака фильтруют через три слоя марли. Остаток на марле промывают небольшим количеством воды и добавляют эту воду к раствору шеллака в соде.