Кафель (от немецкого «кафли») - так в России с легкой руки Петра I и по сей день называют покрытые глазурью керамические плитки. А вообще-то их родословная ведет начало от построек древнего Египта и Междуречья. Обожженным огнем глиняным прямоугольникам, блестящим и матовым, рельефным и расписным, способным облагородить практически любую строительную поверхность, время оказалось неподвластно. Они согласно прогрессу и новым технологиям просто перестроились и плавно въехали вместе с нами в XXI век, заняв в ряду самых современных отделочных материалов далеко не последнее место.
УДИВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА

Причин такому долгожительству несколько. 

· Прочность керамической плитки в 10-20 раз превышает возможности железобетона. 

· Жесткость обеспечивает отсутствие деформации даже при очень высоких нагрузках на разрыв. 
Огнестойкость и огнеупорность дают возможность применять керамическую 

· плитку даже при облицовке саун и каминов в виде изразцов. 
Экологичность, при нагревании не выделяет ядовитых паров. 

· Стойкость ко всем химическим веществам за исключением фтористо-водородной кислоты. 

· Гигиеничность, на прекрасно моющемся кафеле микробы и бактерии не задерживаются. 

· Влагостойкость. 

· Не накапливает электростатического заряда. 

· Устойчивость цвета к воздействию солнечных лучей. 

Все перечисленные технические достоинства, умноженные на практически не ограниченные возможности декоративности керамической плитки, и обеспечили ей не только неслабеющий, но и постоянно усиливающийся интерес современников к отделке своих интерьеров и фасадов зданий натуральным, а не синтетическим материалом. 

МАРКИРОВКА ОТВЕТИТ НА ВСЕ ВОПРОСЫ

Существующий на сегодняшнем рынке выбор керамической плитки так велик, что специалисты советуют составить для себя простенькую методику, которой следует руководствоваться при ее покупке. 

Первый пункт этой методики должен отвечать на вопрос: в каких климатических условиях будет применяться понравившаяся керамическая плитка. Если речь идет об облицовке фасадов, то решающим моментом при выборе должен служить параметр морозостойкости. Морозостойкость напрямую зависит от влагостойкости плитки. Изначально пористая керамика должна быть очень хорошо защищена от проникновения в нее воды, которая во время морозов имеет обыкновение превращаться в лед и просто разрывать этот красивый отделочный материал. Предназначенная для наружных работ плитка на этикетке упаковки или в сопроводительной документации должна иметь соответствующий указатель, обозначенный маркировкой либо АI, либо ВI. Кроме того, морозостойкость может быть подтверждена еще рисованным символом снежинки. Керамическая плитка с маркировкой АII или ВII тоже годится для наружных работ, правда, ее способность отталкивать влагу несколько ниже, а значит, например, для бассейнов она не подходит. А вот обозначения АIII или ВIII прямо указывают на возможность использования плитки только для внутренних работ. 

Буквы А и В определяют способ изготовления плитки. 

А - современный западный метод экструдирования, то есть протягивания сырого теста будущей керамической плитки через специальное устройство, а потом компьютеризированной нарезки полученной ленты на геометрически выверенные прямоугольники, похожие друг на друга как близнецы-братья. 

В - несколько устаревший метод прессования, более проблемный по отношению к точности размеров готовых изделий. Цены у них, естественно, ниже. 

Второй пункт методики выбора плитки должен отвечать на вопрос: где конкретно ее будут укладывать. Это важный момент, потому что половая плитка и плитка для стен отличаются между собой степенью износостойкости. Плитка, предназначенная для укладки на пол, на этикетке упаковки имеет значок в виде ступни на черном фоне. Если фон картинки светлый или заштрихованный, а ступня, наоборот, черная, то это означает, что плитка отличается повышенной износостойкостью. Изображение руки указывает на необходимость применения такого вида кафеля только для стен, и класть ее на пол нельзя, долго все равно не выдержит. 

Вся производимая керамическая половая плитка по европейским и международным стандартам делится на 5 групп по способности сопротивления к истиранию. Обозначаются они: PEI-I, PEI-II, PEI-III, PEI-IV и PEI-V. Первая группа наименее устойчива к истиранию, пятая - самая устойчивая. 
 
ВЫБИРАЕМ КАЧЕСТВО

Сама по себе керамическая плитка очень прочная. Если ее использовать строго по назначению в соответствии с таблицей, то никаких проблем с полом не будет, если, конечно, ее правильно уложить, то есть на грамотно выровненное основание. Важно, чтобы под плиткой не осталось пустот, на месте которых керамика рано или поздно может лопнуть. Кроме того, потребителям следует помнить об излишней скользкости глазурованной керамики. Особенно опасно это качество проявляется на мокром кафельном полу. Поэтому напольную плитку желательно выбирать все-таки с шероховатой поверхностью и уж во всяком случае не с глянцевой, какой бы красивой и дешевой она ни была. 

На уличных ступеньках, площадках, лоджиях рекомендуется укладывать ребристую плитку с желобками. Для наклонных поверхностей хорошо подходит плитка с корундовым напылением, в жилых помещениях специалисты советуют при укладке керамических полов использовать больше рельефных или мозаичных бордюров. Ну а в ванных комнатах положение спасут коврики.

Третий пункт методики включает ответ на вопрос по поводу геометрии и внешнего вида плитки. Если плитка западного производства, что называется фирменная, то проблем с размерами, с прямыми углами и ровностью поверхности быть просто не может по определению. Другое дело, если она изготовлена методом прессования или просто представляет собой некачественную подделку. Например, на глазурованной поверхности могут быть подтеки, белесые края или, что еще хуже, мелкая паутина трещин, так называемая цека. 

Форма плитки может быть разной, от квадратной до прямоугольной больших форматов - 15х45 или 15х60 см. Кстати, с плитками больших размеров гораздо легче работать. Для укладки маленьких квадратиков требуется значительно больше времени и кропотливости. Но главное тут не величина плитки, а соответствие ее формы и внешнего вида установленным размерам и нормам. От этого напрямую зависит сорт керамической отделки. По международным стандартам вся маркировка на упаковке для первого сорта должна быть красного цвета, для второго - синего, а для третьего - зеленого. 

Для собственного спокойствия стоит убедиться еще в магазине, что вынутая из упаковки плитка абсолютно плоская. Для этого ее кладут на ровную поверхность и по очереди нажимают на углы. Потом переворачивают и проделывают ту же операцию снова. Качественная плитка во время этого простого эксперимента должна плотно прилегать к поверхности и не двигаться. Можно еще выложить несколько плиток, придвинув их друг к другу вплотную. Если заметите неровности в местах соединения, то лучше сразу отказаться от покупки или самостоятельно заняться калибровкой понравившейся плитки. А вот самостоятельно проверить ее водонепроницаемость несколько сложнее. Во всяком случае, до покупки это сделать невозможно. Зато можно дома положить вынутый наугад из упаковки экземпляр в воду на 12-14 часов и посмотреть, как он будет себя вести. Если после доморощенного эксперимента на поверхности плитки появятся микротрещины, то написанное на этикетке просто не соответствует действительности. Поскольку на товар существуют определенные гарантии, то его можно сдать обратно. 

Следует помнить, что уважающие себя иностранные фирмы ставят на обороте плитки название и страны, и фабрики. Поэтому штамп только с одной пресловутой надписью «Made in...» должен сразу насторожить и заставить внимательнее присмотреться к предлагаемому товару.