Армирование фундаментов обосновывается несущей способностью грунтов основания. Армирование монолитных фундаментов и устройство армированного пояса под или над фундаментами из кладочных материалов заключается в установке арматурного каркаса из стальных прутьев, проволоки и т.н. Для изготовления арматурных каркасов применяется круглая, горячекатаная и холодносплющенная сталь периодического профиля. Диаметр стали, ее марку и размеры арматурного каркаса указывают в проекте. Основной сортамент арматурной стали периодического профиля приведен в таблицах 17 и 18. Арматурные каркасы собирают из заранее заготовленных стержней и хомутов. Заготовка арматуры состоит из следующих работ: выпрямления арматурной стали, очистки ее от ржавчины, резки стержней, сварки стыков при изготовлении каркасов. Крепление штучной арматуры в местах пересечения выполняют с соблюдением следующих требований:
Стержни диаметром до 25 мм скрепляются точечной сваркой, вязальной проволокой, пластмассовыми соединительными элементами;
Стержни диаметром более 25 мм скрепляют только дуговой сваркой, если проектом не предусмотрены другие методы скрепления;
Перевязкой или сваркой должно быть соединено не менее 50% пересечений, при этом пересечения в углах обязательно соединяются;
Перелом осей стержней арматуры диаметром до 40 мм в сварных стыковых соединениях осуществляют с накладками, выполненными дуговой сваркой протяженными швами.
Смещение арматурных стержней при их установке в опалубку не должно превышать 1/5 наибольшего диаметра стержня, а отклонение от проектной толщины защитного слоя бетона не должно превышать 3 мм для толщины защитного слоя бетона 15 мм и менее 5 мм для толщины защитного слоя более 15 мм.
При установке арматуры необходимо произвести проверку опалубки и устранить выявленные дефекты. Арматуру устанавливают на относе от опалубки, обеспечивая нужную толщину защитного слоя бетона.
Непосредственно перед бетонированием фундамента опалубка должна быть очищена от мусора и грязи, арматура – от наслаивающейся ржавчины. Щели в деревянной опалубке должны быть заделаны. Подготовленные к укладке бетона поверхности затвердевших рабочих швов непосредственно перед бетонированием рекомендуется покрывать цементным раствором толщиной 20-25 мм или слоем пластичной бетонной смеси. При бетонировании защитный слой бетона должен составлять не менее 50 мм.
Стержни диаметром более 25 мм скрепляют только дуговой сваркой, если проектом не предусмотрены другие методы скрепления;
Перевязкой или сваркой должно быть соединено не менее 50% пересечений, при этом пересечения в углах обязательно соединяются;
Перелом осей стержней арматуры диаметром до 40 мм в сварных стыковых соединениях осуществляют с накладками, выполненными дуговой сваркой протяженными швами.
Смещение арматурных стержней при их установке в опалубку не должно превышать 1/5 наибольшего диаметра стержня, а отклонение от проектной толщины защитного слоя бетона не должно превышать 3 мм для толщины защитного слоя бетона 15 мм и менее 5 мм для толщины защитного слоя более 15 мм.
При установке арматуры необходимо произвести проверку опалубки и устранить выявленные дефекты. Арматуру устанавливают на относе от опалубки, обеспечивая нужную толщину защитного слоя бетона.
Непосредственно перед бетонированием фундамента опалубка должна быть очищена от мусора и грязи, арматура – от наслаивающейся ржавчины. Щели в деревянной опалубке должны быть заделаны. Подготовленные к укладке бетона поверхности затвердевших рабочих швов непосредственно перед бетонированием рекомендуется покрывать цементным раствором толщиной 20-25 мм или слоем пластичной бетонной смеси. При бетонировании защитный слой бетона должен составлять не менее 50 мм.